План:
1. Важность поставленной темы.
2.
Схождение Св. Духа в день пятидесятницы, как залог вечного пребывания Св. Духа
среди верующих.
3. Экзегетический и филологический
разбор Деян.
2. 1-4.4. Другие примеры действия Св. Духа
в церкви по кн. Деян.
5. Заключение.
Список использованной литературы.
Действие Святаго Духа в Церкви Христовой по книге Деяний Апостольских.
Как смысл и основная идея Евангелий - констатация того факта , что в мир во Христе пришло спасение , так в книге , последующей за Евангелиями , в книге Деяний Апостольских основная мысль- сошествие Святого Духа на апостолов , Святая Пятидесятница. В это день сомневающиеся , слабые , неуверенные апостолы превратились в огненных провозвестников Христа , они приняли в свои глубины , в свое немощное существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле. Кроме того , именно со дня Пятидесятницы в сердца всех христиан вкладывается сокровище Св.Духа и именно с этого дня христианство начинает торжественное шествие по планете. Событие Пятидесятницы знаменует новую веху в истории человечества и открывает опыт новой жизни , жизни «в Духе Святом». И поэтому после 2 главы , где рассказывается про дар Духа насыщенное знамениями и чудесами повествование остальных глав книги Деяний не кажется странным и фантастическим. В нашей работе , мы попытаемся на основании современных экзегетических и гомилетических работ заглянуть в смысл события и в его историю, а затем попытаемся проследить как же после Пятидесятницы Дух Святой действовал в Церкви и среди людей.
О празднике Пятидесятницы писали всегда. Ей посвящены десятки и сотни исследований древних авторов , святых отцов. Естественно , что это событие не может не привлекать к себе внимания. Рассказ о всех толкованиях занял бы много места , однако мы хотим в нашей работе указать лишь на современные исследования этой темы. Таким образом можно увидеть , к чему пришла экзегеза кн. Деяний за последние десятилетия.
Примечательно , что еще за столетия - тысячелетия до Пятидесятницы Нового Завета , этот день евреи отмечали как великий праздник. Интересна его история. Этот 50 день после Пасхи на Востоке всегда почитался , он знаменовал нечто новое. В глубокой древности этот день назывался «праздником седьмиц» , или « праздником жатвы» ( по евр. «Шавуот») . Еврейский народ вместе с плодами , жертвенными приношениями являлся перед лицо Ягве , подтверждая верность Богу , открывшемуся народу.(ср. 2 Пар. 8.13) Затем этот праздник был осмыслен , как событие Союза Завета на горе Синай , ибо путь из Египетского плена длился около 50 дней. При большом стечении народа Богу приносились жертвы , евреи пели псалмы , вкушали общую трапезу . В этот-то день и произошло , столь значимое для истории христианства событие. Вместо торжества земного изобилия Новый Завет являет изобилие небесных даров. Книга Деяний скупо , но насыщенно рассказывает о том , что произошло с апостолами на пятидесятый день после Воскресения Христова. « При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба , как бы от несущегося сильного ветра , и наполнил весь дом , где они находились. И явились им разделяющие языки , как бы огненные , и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго , и начали говорить на иных языках , как Дух давал им провещавать.»( Деян. 2. 1-4) Для лучшего уяснения смысла текста мы попытаемся разобрать сложные филологические элементы этого фрагмента как можно подробнее. >«При наступлении» Это греческая конструкци, которую правильнее было бы перевести как : «И когда наступал» [1] Филологи замечают , что это характерная черта стиля ап. Луки. В его евангелии эта конструкция встречается 32 раза , в кн. Деян. 5 раз [2] . Такое употребление является гебраизмом.
Глагол, симплирусфи означает : « заполнять , завершать , делать полным , завершенным». С подобным выражением мы встречаемся и в Лк. 8,23 , где речь идет о лодке , заливаемой до краев водой. Т. о. имеется в виду , что День Пятидесятницы «исполнился» . Правильнее было бы перевести «когда день Пятидесятницы завершался»(Л) , что , кстати и делает еп. Кассиан (Безобразов) : «И когда подходил к концу день...» [3] . Однако это не совсем правильно , исходя из контекста , ведь из 15 стиха следует , что события происходили около 9 часов утра. Это слово не означает никакого окончания действия , или события , оно просто стремится подчеркнуть , что событие еврейского праздника уже наступило. Поэтому корректно перевести , как в Синодальном Переводе (далее «С.П.») , или , как в переводе К. Логачева : «и когда исполнился день» [4] .
«И внезапно сделался шум с неба , как бы от несущегося сильного ветра...»(С.П.) Здесь присутствует скрытая , но явственно ощущаемая эллинистом христианином игра слов. Ветер и дух являются словами близкими по звучанию и в сознании слушателя эта фраза вероятно должна была пробудить понимание , что источник шума , не абстрактный природный ветер, но Дух Божий , Руах Элогим. [5]
« и наполнил весь дом , где они находились»(С.П.)У св. Ефрема Сирина мы находим ссылку на то , что весь дом наполнился не только ветром , но и благоуханием. [6]
Третий стих насыщен богословской символикой. « И явились им разделяющиеся языки , как бы огненные»(С.П.) Центральным словом , для понимания этого стиха является слово «огонь». Согласно ветхозаветной традиции огонь всегда обозначал явление в славе Бога , т.е. Теофанию. Огонь , как пожигающая и в этом смысле устрашающая сила , как нельзя больше , подходил к замыслу еврея передать стремительность и праведную справедливость Бога, Кроме того , огонь , по своей природе неуловим. Это удобно передавало «святость» , т.е. «трансцендентность» Божию. [7] Тема огня присутствует на всем протяжении Ветхого Завета. Через огонь заключается Завет с народом (Быт. 15.17) ; огонь и дым окружают Синай (Исх. 19.18); пророк Исайя , вступая в общение с Богом, видит только дым , окружающий престол Божий (Ис.6.2).Однако наряду с темой огня как теофании появляется огонь Суда , огонь , сжигающий грешников как солому.(см. Ам. 1.4-2.5 и др.)
В Новом Завете эта двойственность огня остается. Пророк Иоанн предсказывает , что придет Мессия , который как веятель на гумне сбросит негодные плевелы в огонь , но с другой стороны будет «крестить огнем»(Мф.3.11), т.е. введет верующих в Теофанию , «погрузит» (так с греч. можно перевести «крестить») верующих в Бога.
И хотя Спаситель в некотором роде говорит об огне , как о некоем Суде над грешниками (см.Мф. 5.22;Ин. 15.6;Мк. 9.43 и др.) , это прием , цель которого , сделать учение Христа понятным и доступным слушателям. [8]
Но в Новом Завете , все же огонь -открывает нам Бога , это огонь Теофании. Именно таков смысл загадочных слов Господа : «Огонь пришел Я низвесть на землю , и как желал бы , чтобы он уже возгорелся ! Крещением должен Я креститься...»(Лк. 12.49) И здесь в другой книге ап. Луки мы видим совершение замысла Христова об огне. Огонь сходит на апостолов и «крестит» их. [9] Далее мы укажем , что отныне огонь Духа , т.е. сила Духа все время будет присутствовать с апостолами, о чем так многократно говорит книга Деяний.
« И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках...»(С.П.) Описываемый здесь феномен в богословии носит название глассолалии. О глассолалии подробно говориться у ап. Павла , особенно в 1 посл. к Кор. в 14 гл. Однако здесь возникает принципиальная сложность в согласовании явления описываемого ап. Лукой и ап. Павлом. Так замечают , что у Луки речь идет о говорении на иностранных языках [10] , в то время . как у Павла речь идет о некоем харизматическом , нечленораздельном говорении и даже само слово лалон (греч.) подразумевает «непонятную , нечленораздельную» речь. [11] Исследователи отмечают , что Лука считал глассолалию даром говорения на иностранных языках , апостол же Павел , более знакомый с этим явлением , считал , что глассолалия - эмоциональный всплеск , не имеющий отношения ни к какому языку. Однако следует обратить внимание , что в значении «непонятной речи» этот термин упоминается лишь у авторов эллинистов (напр. Аристотеля) , в то время как и в Септуагинте и в Новом Завете это слово означает лишь «говор», «язык». «наречие». [12] Вполне возможно , что и Лука и ап. Павел считали глассолалию харизмой иностранных языков и когда в 1 Кор. 14 гл. Ап. Павел пишет о обязательности присутствия на собрании «толкователя» он имеет в виду лишь переводчика. Уже в 20 веке на Западе вышло немало специальных исследований , посвященных этому вопросу. [13] Характерно , что именно как дар иностранных языков понимал глассолалию и св. Ириней Лионский (Против ересей 5.6.1) Его мнение тем более ценно , что сам св. Ириней был лично знаком со многими примерами глассолалии , тогда , как , перенимая его мнение другие отцы о глассолалии знали лишь понаслышке (как , например, св. Иоанн Златоуст) [14] Начиная со св. Иринея глассолалия и у св. оо. и у экзегетов вплоть до последнего времени трактуется , как говорение на иностранных языках. [15] Здесь допускается харизматический и спонтанный характер говорения , некоторые библеисты сравнивают этот феномен с феноменом пророчества и т.д. и т. п. Однако в современной библеистике считается общепринятым мнение , что глассолалия лишь «подобие» языка , что она никакого отношения к иностранным языкам не имеет. И когда ап. Лука описывает ее как говорение на иностранных языках , он так говорит , потому что ему и многим христианам так казалось.
Нам важно отметить , что акцент ап. Лукой делается все же не на самом явлении глассолалии , он не интересуется вопросом был ли это какой то язык , или не был. Для Луки гораздо важнее , что в богословском смысле этот «дар языков» означает. [16] А означает он прежде всего явление силы Духа , как о этом предрекал пророк Иоиль : « ...излию от Духа Моего на всякую плоть , и будут пророчествовать ...»(Иоиль 2.28). И кроме того соединение языка у апостолов означает преодоление вавилонского греха - смешения языка. (ср. Кондак Пятидесятницы) [17]
Мы подошли к заключению рассказа о схождении Св. Духа в день пятидесятницы. Очевидно , что рассказ ап. Луки является свидетельством самого раннего поколения христиан, вероятно самих св. апостолов , например Петра. Евангелист Лука подчеркивает , что схождение Духа на апостолов произошло в День пятидесятницы, т.е. в известный еврейский праздник , что именно все («разделяющиеся языки» ) были причастны этому событию. И в этом сошествии благодати особенным образом проявился харизматический характер новой веры ( христианской). Изобилие даров Духа подчеркивается схождением огня и даром говорения на иных языках. Событие Пятидесятницы не окончилось в Иерусалимской горнице после схождения Св. Духа на апостолов. Это был лишь первый и самый потрясающий для древних христиан факт. Уже позжеизлияние «такого же дара» но только для язычников наблюдалось в Кесарии , в доме римлянина Корнилия (Деян. 10.44-48). Некоторые богословы называют это излияние Св. Духа «единым процессом , но двухкратным событием» , отныне приобщившим всю полноту человечества к Богу . [18]
Изобилие явлений даров Духа подчеркивается и в другом месте , где специально сказано (единственный раз в Новом Завете) , что вдохновенной проповеди апостолов сопутствовало сотрясение земли (Деян.4.31) - «И , по молитве их , поколебалось место , где они были собраны , и исполнились все Духа Святого...»(С.П.)
И здесь следует отчетливо помнить . что Пятидесятница - не такой дар , получив который можно успокоиться и жить в благодатном свете. Это первоначальное излияние Святого Духа имеет и другой смысл. Дар Духа подается нам из за ... нашей немощи. «Дух Святой сходит на нас не только потому , что мы уже непостижимым образом соеденены со Христом , а и потому что мы немощны , мы бессильны , мы греховны , и только сила Божия , совершающаяся в немощи человеческой может нас спасти.» [19] Важно отметить , что именно поэтому , прекрасно понимая , что человек в одиночку ничего не сможет , что только в Церкви и только в общине Тела Христова он имеет силы творить чудеса и через него будет действовать Дух Святой , ап. Лука так много места уделяет описанию образа жизни первых христиан. [20]
И сила Божия постоянно сопутствовала христианам в их жизни. Сам Лука подробно не останавливается на харизмах , данных Богом разным членам церкви. Это делает ап. Павел , ввиду особой специфики своей миссии , Лука же просто , рассказывая о истории Церкви , сообщает об обильном действии благодати в верующих.(Деян 2.43;5.12) Как бы помимо всего прочего апостолы совершают дивные чудеса (как в случае с исцелением хромого (Деян. 3 гл) , и главный акцент Лукой делается не на самом чуде , но на словах проповеди , последовавшей за чудом. Мало того , апостолы искренне недоумевают , увидев восхищенную реакцию людей (12 ст.) : «...мужи Израильские ! что дивитесь сему , или что смотрите на нас , как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то , что он ходит?»
Важно заметить , что ощущение близости и действенности силы Св. Духа не узурпировалось апостолами. К этой жизни в Духе призывались все окружающие и это тоже несомненный факт действия Св.Духа. Так сразу после Пятидесятницы крестились около 3 тысяч человек ( Деян.2.38-41) , в дальнейшем о крещении многократно говориться (8.12,36 и сл.,9.18 ; 10.47-48) После того . как Филипп крестил Самарян , апостолы специально послали к Самарянам Петра и Иоанна , что бы низвести на них Св. Духа.(8.14-17)
Такова общая характеристика деятельности Св. Духа среди первых христиан. Это время обильных чудес и откровений , главная задача которых подтвердить,то что Бог отныне с последователями Христа.
Нам не хотелось бы останавливаться на последующих событиях жизни Церкви , которые начинаются со времени обращения ко христианству Савла. Это время такого же непрерывного и многообразного действия Св. Духа. Важно , что с этого периода апостолы более осторожно относятся к харизматическим явлениям. Для ап. Павла главной и самоценной заповедью является заповедь о любви. Если нет любви , то самые удивительные дела - бессмысленны.(1 Кор. 13 гл.) [21]
Важно помнить , что Пятидесятница - это не что-то когда то бывшее и прошедшее и действие Святого Духа не прекратилось там , в Сионской горнице или в Палестине времен , о которых повествует книга Деяний. «Пятидесятница не только начало Церкви , но и ее постоянно продолжающееся бытие...» [22] И в эту жизнь мы входим , когда входим в сакраментальную жизнь Церкви , когда живем так , как завещало Евангелие. [23]
Список использованной литературы.
1) Антоний (Блум) митр. Во имя Отца и Сына и Святого
Духа. Проповеди. М.,1993.
2) Библейский словарь. Сост.
Эрик Нюстрем Торонто , 1989.
3) Греческо - русский словарь , составленный
А.Д. Вейсманом. Изд. 5 , СПб , 1899 с.273 (репр. М.,1991).
4) Жила С. Прот. Проблема
глассолалии в русской православной экзегетике.//Ж.М.П. №10-1989.
5) Зауэр Эрих.
Бог , человечество и вечность. Всеобщая история спасения. Киев. Союз Евангельских
Христиан -баптистов Украины. 1991.
6) Комментарий к кн. Деян. Библия с комментариями
. Брюссель , Изд. 4 , 1989
7) Кассиан (Безобразов) еп.
Христос и первое христианское поколение. Париж, Изд.2, 1992.
8) Левинская И.А. Деяния апостолов . Комментарий.//Мир
Библии. № 5 - 1998
10) Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод с греческого
подлинника под редакцией еп. Кассиана (Безобразова) М., Российское Библейское
общество ,1994.
11) Рафаил (Карелин) архим. Святая пятидесятница.//Путь православия
№3 -1994, М.
12) Renaud B., Leon - Dufour X. Огонь.
Словарь библейского богословия Брюссель , Из. 2. 1990.
13) Roy Leon Бедные / Нищие Словарь библейского богословия Указ.
соч.
14) Surgy .P, Язык
. Словарь библейского богословия. Указ. Соч.
15) Туссен д. С. Деяния святых апостолов
.Толкование четырех евангелий и книги деяний апостолов. Киев., Библейская миссия
, 1994 .
16) Фивейский М. Свящ. Духовные дарования в первоначальной
христианской церкви: Опыт объяснения 12-14 глав Первого послания святого апостола
Павла к Коринфянам. М.,1907.
[1] Перевод Левинской И.А. См. Деяния апостолов . Комментарий.//Мир Библии. № 5 - 1998 с.55 Когда будет цитироваться перевод И.А. Левинской , после него в скобках будет ставиться заглавная буква «Л»
[2] См. Левинская И. А. Указ. Соч. С.55
[3] См. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод с греческого подлинника под редакцией еп. Кассиана (Безобразова) М., Российское Библейское общество ,1994 . Далее , при цитировании этого перевода после цитаты в скоках будет ставиться «Б».
[4] См. Книга Деяний апостольских в переводе с «Текста большинства».//Литературная учеба М.,№3 - 1991 с.68-91 Далее при цитировании этого перевода после цитации в скобках будет ставиться «К»
[5] См. Левинская И.А. Указ. Соч. С. 56
[6] См. Там. же.
[7] Renaud B., Leon - Dufour X. Огонь. Словарь библейского богословия Брюссель , Из. 2. 1990 кол. 701 сл.
[8] Renaud B., Leon - Dufour X. Указ. Соч. кол. 705.
[9] Однако , следует заметить , что многие толкователи , преимущественно протестантского направления , специально упоминают , что « исполнение Духом Святым не следует отождествлять с крещением Духом»( Туссен д. С. Деяния святых апостолов .Толкование четырех евангелий и книги деяний апостолов. Киев., Библейская миссия , 1994 , с. 377) Нам кажется , что подобный взгляд обусловлен особым пониманием крещения , которое , по мысли протестантских богословов и дает человеку полное спасение. Об этом , упоминает и сам Туссен Д. С. См.указ. соч. с. 377
[10] Туссэн Д.С. Деяния святых апостолов. Толкование четырех евангелий и книги Деяний Апостолов.Указ. соч. с. 377
[11] Левинская И.А. Указ. Соч. с. 56.
[12] См. Греческо - русский словарь , составленный А.Д. Вейсманом. Изд. 5 , СПб , 1899 с.273 (репр. М.,1991)
[13] См. у Левинской И.А. Указ. Соч. с.57
[14] Он сам пишет о этом : «Мы не знаем самих фактов , о коорых говорит апостол , а происходившее в апостольское время больше не повторяется» Цит. по : Фивейский М. Свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви: Опыт объяснения 12-14 глав Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.,1907с. 5
[15] См. Жила С. Прот. Проблема глассолалии в русской православной экзегетике.//Ж.М.П. №10-1989 с. 71сл.
[16] Surgy .P, Язык . Словарь библейского богословия. Указ. Соч. кол.1288
[17] См. Комментарий к кн. Деян. Библия с комментариями . Брюссель , Изд. 4 , 1989 с. 2139
[18] См.Зауэр Эрих. Бог , человечество и вечность. Всеобщая история спасения. Киев. Союз Евангельских Христиан -баптистов Украины. 1991 с.66
[19] Антоний (Блум) митр. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.,1993 с.137
[20] См.Roy Leon Бедные / Нищие Словарь библейского богословия Указ. соч. кол.35. О этом же см. Кассиан (Безобразов) еп. Христос и первое христианское поколение. Париж,Изд.2 ,1992 с.132
[21] Кассиан (Безоразов) еп. Указ. соч. с.132
[22] Рафаил (Карелин) архим. Святая пятидесятница.//Путь православия №3 -1994 ,М.,с.11