Санкт-Петербургская Духовная Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение

 

 

По предмету:

 

Библейская археология

 

 

 

 

 

На тему:

 

"Значение архивов Мари и Нузи для Библейской археологии".

 

 

 

 

Студента I курса СПбДА

Диак. Быстрова Ильи (экстернат)

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Прот. Александр Сорокин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург.

2001 г.


 

 

 

 

 

План:

 

 

 

I.                Вступление. Археология и Библеистика. Их сотрудничество.

 

II.             Основная часть.

 

1.     История раскопок Мари. Полученная историческая картина.

 

2.     Параллели между текстами архивов Мари и Библии.

 

3.     История раскопок Нузи. Полученные исторические данные.

 

4.     Параллели между текстами архивов Нузи и Библейским текстом.

 

III.          Заключение: Важность сведений из архивов для изучения Библии.

 

 

 


Начало ХХ века для науки археологии характеризуется всплеском активности. Обилие находок особенно на Ближнем Востоке поставило археологию в особые отношения с библеистикой. Иногда неверные выводы археологов из полученных результатов разводили их по разные стороны отрядов. Но чаще эти находки подтверждали библейское повествование. Такими находками стали и явились города – государства Мари и Нузи.

Древний месопотамский город на правом берегу среднего течения Евфрата идентифицированный позже как Мари, был открыт случайно в 1953 году когда несколько бедных кочевников во время выкапывания могилы в Гелль-эль-Харири в Сирии. Но еще прежде чем город бы идентифицирован с помощью надписей найденных при раскопках, этот телль расположенный в 6-ти милях от Абу Кемеля был предположен В.Ф. Албрайтом как государство Мари известный из клинописных текстов Ниппура и Киша в Южной Месопотамии[1]. В этом же 1933 году участок стал раскапываться французской экспедицией под руководством Андре Паррота вплоть до 1938г., позднее раскопки были возобновлены и велись с 1951 по 1954 гг. Во время раскопок были обнаружены остатки 7 слоев от 4-го тысячелетия до н.э. до парфянско-сассанидского времени. Из их исследования можно вычленить два периода благоденствия государства Мари: 1-я половина 3 тысячелетия до н.э. и начало 2 тысячелетия до н.э.. К первому периоду принадлежит огромный дворец, раскопки в котором еще продолжались в 1986 году, зиккурат и храмы богов Иштар, Шамаш, Нинхурсаг, Иштарат, Нинни-Цара и Дагона. Второй период представлен дворцом Цимри-Лима, последнего царя государства Мари. Интересующий нас дворец по разным оценкам занимает от 5 до 9 акров[2], что видимо связано с разными состояниями раскопок в разные годы. Дворец вмещал более 300 комнат и дворов, тронный зал украшенный фресками, с сохранившимся местами четким плоскостным рисунком, школу придворных писцов, кухни, ванные, кладовые. Художественные памятники Мари, по выводу исследователей, представляют «одну из ветвей вавилоно-ассирийской культуры»[3]. Но особенную ценность раскопкам придали найденные в дворце обширные архивы вмещавшие около 25 тысяч клинописных документов написанных на глиняных табличках с экономическими, законодательными, дипломатическими и мифическими текстами. Эти тексты написаны на семитском диалекте «фактически тождественны»[4] тому на котором говорили еврейские патриархи. Обилие свидетельств о географических, исторических и религиозных отношениях в северо-западной Месопотамии того времени делает эти архивы важным источником для изучения Библии описывающий быт и нравы той эпохи.

Из раскопок выявляются свидетельства истории Мари с периода пленения Аккада Саргоном I до времени разрушения этого города войсками Хаммурапи в 1758г. до н.э. Население Мари первоначально было хурритское, но по 2-м тысячелетии до н.э. семитизировались, причем с 22 – 21 вв. до н.э. преобладающую роль стали играть амориты. К 2000г до н.э. уже наводнивших верховья Месопотамии. Мари стал сильным и богатым городом государства Аморитов и доминировал в области между границами Вавилона и Сирии. В течении этого периода это был важный торговый центр поддерживавший отношения с Сирией, Вавилоном, Угаритом, Кипром и Критом. В политическом плане государства Мари уже в 25в. до н.э. играло крупную роль. В Ниппурском списке царей «династия Мари» занимает фигурирующее место[5] и вела борьбу за преобладание в Северном Двуречье с династией Акшака (Оникса) и IV династией Киша. В 24 – 23 вв. до н.э. Мари подчинялось династии Аккада, а в 22 – 21 вв. до н.э. – III династии Ура. В конце 21 в. до н.э. государство Мари восстановило независимость, нов начале 18 в. до н.э. попало в зависимость от Ассирии но поставленный ассирийским царем правитель, после смерти царя был смещен Цимри-Лимом последним царем аморитского государства. В 1758г. до н.э. Мари был разрушен вавилонским царем Хаммураппи. Хотя, по спорному мнению некоторый историков, Мари был завоеван Хаммурапии не один раз, а дважды[6]. В дальнейшем самостоятельной роли государство Мари не играло.

Основным занятием Мари было земледелие, основанное на искусственном орошении, а также скотоводство, были развиты ремесла: обработка бронзы, ткачество и др. Таким образом история и культура государства Мари обща и характерна для государств того времени и отражает культуру того периода описанную в Библии.

Но обширнейшие архивы обнаруженные при раскопках отражают быт и нравы тех лет в удивительных подробностях. Конечно же библеисты сразу попытались использовать этот богатый материал для изучения Библии. Однако при первоначальных сравнениях не удавалось избежать неверных выводов и сомнительных предположений. Так, по замечанию Д.Дж. Кульмана, одна из упоминаемых в текстах группы кочевников, Вениами (Tur, Меš) – «Сыны правой стороны» были неверно отождествлены с библейским коленом Вениамина[7] Точно так же встречаемый в текстах термин dawidum (начальствующий) по созвучию был отождествлен с именем Давида, хотя многие западные школы полагают, что это было слово «поражать»[8] Но кроме неверных сравнений были найдены удивительные параллели, подтверждающие некоторые места в библейском повествовании. Так, агенты Цимри-Лим докладывая ситуацию в других государствах в своих письмах упоминают союз царей из далекого Элама, что показывает таким образом верность текста (Быт. XIV). Также идентификация таких мест как Нахур, Тил-Тирахи и Саруг (ср. Нахор, Гирах, Саруг (Быт. 11: 23 – 24)). В том самом районе где кочевал Авраам весьма примечательно. Хотя к сожалению связать эти места с судьбой этого периода еще трудно. В письмах упоминается прибытие человека, который провозгласил, что он послан Богом, иногда называется «толкователь» (аpilum). Современными исследователями он был отождествлен с израильским пророком[9], но хотя письмо и выделяется своей чистотой и стройностью хранит все же цели языческих оракулов и подобное сравнение сомнительно.

Другой случай иллюстрируемый в этих текстах говорит о царской переписи, которая как в Мари, так и в Ветхом Завете не было просто рутинной перекличкой, но связывалось с политической реформой, переделом земли и ритуала. Терминология переписи сходна еврейской, так, например, технические фразы употребляемые при составлении списков в Мари «названный счетом (в списке)» (pqd); или nasa ros «взять в расчет». Близка библейскому «поступающий в исчисление» (Исх. 30:13-14).

Помогают эти тексты также более верно понять некоторые еврейские выражения. Так, например, употребление šipţu šipiţum в Мари означало – дисциплинарное предупреждение, меру. Термин, который в еврейском šopeţ. Часто неверно переводится как «судья, знаток».

Другим городом, чьи архивы также пролили свет на библейские повествования является Нузи. Этот древний город второго тысячелетия до н.э. в северной Месопотамии был открыт в Йорхан Тепе в 8 милях южнее Киркука-Ирак в ряде раскопок ведшихся под началом Пенсильванского университета с 1925г. до 1931гг. в сотрудничестве с Еврейским Музеем, Гарвардом и Американским Центром Научного Исследования Востока. Археологические экспедиции открыли 12 слоев, свидетельствующих об истории этого государства на период в 4000 лет. В III тысячелетии до н.э. маленький, но важный город Гасур в Аккадской империи был расположен в этом месте. Но со II тысячелетия до н.э. он уже известен как Нузи и является важным центром Хурритов – народ пришедший с севера Месопотамии во второй половине III тысячелетия до н.э. и основавшие империю в 16 – 15 вв. до н.э. Именно  в слое хурритов по свидетельствам историков содержится материал «проливший свет на патриархальные отношения книги Бытие»[10]. Архивы обнаруженные здесь показывают хурритские обычаи и законы близкие и параллельные обычаям и практике еврейских патриархов. Удивительная схожесть описанных обычаев в текстах Нузи и Библии позволило некоторым западным школам назвать 15 век как время деятельности Авраама и его потомков[11], однако нужно учесть, что многие из этих обычаев существовали веками сохранив свое отражение лишь может в текстах хурритов. Тем не менее эти параллели полезно дополняют информацию о веке патриархов и являются одним из внешних факторов поддерживающих историческую часть книг Библии.

Так исследователи указывают, что в этих текстах ориентиром часто служат частные колодцы[12], т.е. принадлежащие одному лицу или целому роду. Здесь уместно будет вспомнить о договоре Авраама с Авимелехом о выкопанном патриархом колодце (Быт. 21: 25-30) и о повсеместно встречающемся в Библии ориентировке по часто именуемым источникам.

Многие из документов касаются купли и обмена. Все сделки усложняя передачу собственности были записываемы, после их скрепляли печатью и объявляли в воротах города – ср. Быт. 23: 10-18.

Другая большая группа документов касается передачи наследства. Обычно имение переходило к старшему сыну, который при этом получал «двойную долю». Случалось, что родители были бездетны, тогда они могли усыновить кого-нибудь со стороны, даже если тот был рабом. Такой приемный сын, как предполагалось должен был заботиться об усыновившем в его старости, совершить достойное погребение и с необходимым содержанием религиозных обрядов (включая религиозные возлияния) и сохранить семейное имя при передаче имущества. Это может объяснить усыновление Авраамом Елиезера, как наследника до того, как родился Исаак (Быт. 15:2-4), т.к. договор терял силу, если усыновляющий в последующем имел собственного сына. Из текстов также становится известно о существовавшем обычае, когда бездетная жена давала свою служанку своему мужу и рожденный ребенок считался ее. Так, в одном из текстов (Н.67) говорится: «Если Галимнину родит ребенка, Шемнина не может взять другой жены, но если она не родит, Гилимнину должна дать женщину Луллу (рабу) женой Шемнину, Если от их совокупления родится ребенок, Глимнину не может быть выгнана…». Руководствуясь этим обычаем бездетная Сара дала свою служанку Агарь Авраму (Быт. 16:3) и Рахиль дала Валлу, а Лия –Зелфу их мужу Иакову (Быт. 30: 4 – 9). Согласно этим же обычаям сын Агари считался сыном Сары (Быт. 16:2). В этом же тексте мы находим подтверждения словам Сарры «не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком» (Быт. 21: 10), там сказано: «Если Шурихил родит собственного сына, он должен будет первенцу двойную долю… Шенниля (усыновленный) после этого должен быть вторым»[13].

Обмен права первородства Исава с Иаковом (Быт. 25), также имеет параллели в одном из текстов Нузи (HV. 99). В нем три брата составили «документ братства» относительно плантации, на основании чего один давал другому «три овцы взамен его наследственной доли», что конечно ценнее чем «хлеб и миска чечевицы» (Быт. 25: 33-34). Эти тексты также говорят о важности благословения данного на смертном одре в устном виде (ср. Быт. 27: 29, 33, 37; 49:8). В Нузи сын предъявивший свидетелей, чтоб подтвердить слова умершего отца, выигрывал процесс в суде[14]. Некоторые события в жизни Иакова также находят параллели в этих документах. Так, слова Иакова Лавану, о своей честности перед ним (Быт. 31: 38 – 39) важны, потому что в Нузи один собственник выиграл судебный процесс против своего наемного пастуха за незаконное убийство животных. Прикровенно общераспространенность таких законов видно в (Исх. 22: 1- 2) в законах Хаммурапи (§262).

В Нузи рабы работали по договору какой-то период за своих жен, этот обычай нашел отражение в случае с Иаковом (Быт. 29:18, 27). Брачный договор иногда включал условия запрещавшие приобретение других жен, что находит отражение в словах Лавана (Быт. 31:50).

Обладание семейными идолами было важной чертой для носителя семейного титула и наследие имущества, поэтому боги передавались с наследством. Возможно, поэтому кража Рахилью семейных богов (Быт. 31:19), которые он потерял после рождения у Лавана сыновей (Быт. 31:1). О подобном понимании этих мест говорит и тревога Лавана о своих украденных богах, казалось более чем о потере дочерей и стад (Быт. 31:30).

Левиратный брак, который как считалось появился в патриархальное время (Быт. 38:8; Втор. 25:5-10) уже был известен в Нузи. Отец требовал в случае смерти одного сына, обручение жены другому его сыну. Мысль «освобождать» от обязанности должников в определенное время, находит отражение в (Втор. 15). Также сапог в текстах Нузи (Н. 76) выступает как символ купли (ср. Руфь 4:7), а брать сандалию кого-либо означало принять на себя право н ад всем человеком, но только с целью попечения, что можно сравнить с содержанием отрывка (Руфь 3: 12 – 4:7). Притеснением бедных являлась продажа его пары башмаков – простой знак купли (ср. Ам. 2:6; 8:4 – 6).

Также тексты Нузи могут служить и для исправления неточных переводов. Так, по мнению библеиста Д. Дж. Визмана, место из (1Царств 1:24) переведенное как «три вола», «сейчас может читаться как «вол трех лет»[15].

Таким образом, из текстов Нузи перед нами встают не только чарующие богатством своих оттенков картины древнего мира. Но и являются дополнительные детали образа жизни и быта патриархов нашедших отражение на страницах Библии. Что бесспорно помогает лучше понять встречающиеся в ней трудные места в описании этого периода. А также дает неоспоримые доказательства древности и авторитета Библии. В споре с ее противниками. И в этом свете недооценить значение текстов Мари и Нузи для библейской науки кране сложно.


Список используемой литературы:

 

Источники:

 

1.    Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М. 1990.

 

 

Список используемой литературы:

 

 

2.    Брей У., Грамн Д. Мари. // Археологический словарь. Л. 1990.

 

3.    Грибов Р.А., Сидорова Н.А. Мари. // Большая советская энциклопедия. Т.15. М.

 

4.    б/а. Мари. // Советская историческая энциклопедия. Т.9. Н. 1966.

 

5.     Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. Н. 1984.

 

 

6.    s/a. Mary. // The archaeological enciclipedia of the Holy Land. New York. 1986.

 

7.    s/a. Nuzi. // New catholic encyclopedia. V.X. New York. 1967.

 

8.    Petry F.A. Mari. // New catholic encyclopedia. V. IX. New York. 1967.

 

9.    Wiseman D.J. Archeology. Mari. // The new Bible dictionary. Michigan. 1962.

 

10.Wiseman D.J. Archeology. Nuzi. // The new Bible dictionary. Michigan. 1962.

 



[1] S/a. Mari // The archaelogical encyclopedia of the Holy Land. New York. 1986. P.230.

[2] ср. У.Брей, Д. Драмн. Мари. //Археологический словарь. Л. 1990. с. 151.

[3] Грибов Р.А., Сидоровова Н.А. Мари // Большая советская энциклопедия. М. Т. 15. С. 364.

[4] Wiseman D.J. Arch. Mari. // The New Bible dictionary. Michigan. 1962. P. 68.

[5] б/а. Мари. // Сов. истор. Энциклопедия. М. 1966. Т. IX. С. 74.

[6] Petru F.A. Mari. // New catholic encyclopedia. New York. 1967. V. IX. P.204.

[7] Wieseman D.J. Mary. // The… Цит.соч. P.68.

[8] Ibidem. P.68.

[9] Ibidem. P.68.

[10] s/a. Nuzi. // New catholic… Цит.соч. V.X., P.586.

[11] Wieseman D.J. Arch. Nuzi. // The New… Цит.соч.  p. 69.

[12]  Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. М. 1984г. С. 191.

[13] Wieseman D.J. Arch. Nuzi. // The New… Цит.соч.  p. 69.

[14] Ibidem p. 69.

[15] Ibidem. P.70.

Hosted by uCoz