Брак в православной Церкви
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества. А лучше сказать, семья и есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности. В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимости от наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье. ''Когда мы исследуем состояние народа или века, наши взоры, прежде всего, обращаются на состояние брачной жизни. По состоянию таковой мы судим и обо всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни народа находятся в состоянии упадка. И для того, чтобы нравственное состояние народа возвысилось, мы все утверждаем, нужно улучшить нравственное состояние его. Все, кто стремился разрушить общество начинали это делать с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества''i.
На фоне подлинной важности и значимости семьи как школы первоначальных моральных принципов, устоев и, в конечном итоге, национального менталитета, нельзя не отметить того факта, что в семьях, где нет представлений о религиозной жизни, нельзя и ожидать в полном смысле позитивной нравственности, а, следовательно, и абсурдно говорить о правильности семейной жизни безрилигиозного брака. По отношению к государству, семья, проникнутая духом христианской религиозности, является школой, где человек впервые учится любить ближних, уважать старших, уважать равных себе, является училищем, где прививаются понятия о дисциплине и порядке.
От того, как в молодости человек решит проблему брака, во многом зависит его жизненный успех, его духовное состояние, его развитие в духовной сфере, его реализация как личности.
В наши дни тема семьи и осмысление ее с точки зрения христианства отнюдь не праздный разговор и не сухое схоластическое мудрование, а насущная, не потерявшая своей актуальности животрепещущая проблема. Картина современных нравов во многом напоминает древний Рим, тогда христианство со своими взглядами на семью и брак резко контрастировало с воззрениями античного общества. Вот и тогда для всех слоев римского общества было характерно крайне свободное отношение полов. Говоря словами историка Тацита: ''развращать и быть развращенным считалось идти в ногу со временем''ii. Вот и тогда нежелательных новорожденных убивали, но это не считалось убийством, в наше время отношение общества к абортам аналогичное. Вот и тогда общество отошло от патриархальных римских добродетелей, ныне же множеству наших соотечественников кажутся смешными, нелепыми и старомодными такие понятия, как честь семьи, репутация, доброе имя. Что произошло с городом Римом, с этим максимальным воплощением цивилизации античной эпохи известно всем – он пал и вся его цивилизация была разрушена. На основании предложенных аналогий не трудно догадаться, к чему движется наше современное общество, которое колоссальными темпами одерживает все новые и новые победы в борьбе с целомудрием, вековыми устоями семьи, с подлинным смыслом отношений мужчины и женщины.
Неуклонность в соблюдении своих нравственных принципов – вот, что всегда отличало христиан от языческого мира. Эта неуклонность в соблюдении семейной чистоты и нерушимой святости брачных отношений была одной из форм христианского исповедничества миру во зле лежащему Царства Христова живущего в душах и сердцах христиан. Особенно в наши дни каждый член Церкви Христовой просто обязан иметь свою четкую и твердую позицию в подходе к проблеме брака и отношения полов, должен рассматривать этот вопрос только в аспекте заповедей Евангилия. В этом вопросе дружба с миром есть вражда против Бога.
Наша страна искони православная в настоящий момент представляет из себя догорающий костер былой славы и взлета русского самосознания. Страна на граи исчезновения по уже известному типу античного Рима, потому что христианство вытеснено из умов и сердец нашего народа. Христа нет в семьях, люди как-то ''не нуждаются'' в Нем. Таким образом, из общества устранена принципиальная основа, лишь на базе которой единственно возможно нормальное государство, а самое главное, на базе которой можно построить целеустремленную, осмысленную жизнь. Поэтому в наше время исторической задачей является создание крепких христианских семей – Домашних Церквей. Для Русской Церкви в этом все ее будущее: научатся все ее члены создавать Домашние Церкви – будет существовать Русская Церковь, а значит и Россия, не сумеют – иссякнет. В современном мире Домашние Церкви вообще приобретают особое значение. Нигде потребность не ощущается так остро, как в государствах с постатеистическим социальным сознанием.
На страницах этого скромного очерка попытка изложить православное понимание сущности брака, идущее от первых веков христианства, основываясь на Церковном Писании и Предании.
ВВЕДЕНИЕ. ^ Православное понимание и осмысление семьи как Малой Домашней Церкви Христовой не случайно, не надумано, не безосновательно, оно имеет глубокий богословный смысл. Эклизиология рассматриваемого нами предмета по необходимости вытекает из общего учения о Церкви Христовой, как едином Богочеловеческом организме. Таким образом, для более полного рассмотрения и широкого раскрытия заглавной идеи, в первую очередь необходимо усвоить и понять православное учение о Церкви. Проанализировав эту данность исследуемой темы, станет возможным более глубокий и основательный разбор непосредственно главной идеи уже в форме сопоставления принципиальных элементов Церкви Христовой и таковой Малой. Несколько выше упоминалось о серьезной основательности данной темы. В аспекте такой значимости предмета необходимо отметить, что в Священном Писании термин ''Малая Домашняя Церковь'' упоминается не один раз. В первом послании к Коринфянам ап. Павел передает приветствие христианам Коринфа ''от Акилы и жены его Прискилы с Домашней их Церковью''
1 Кор. 16:19. В послании к колоссянам упоминается Домашняя Церковь Нимфана: ''приветствуйте братьев в Лоадикии и Нимфана с Домашней их Церковью''
Кол. 4:15. В послании к Филимону благословение шлется Филимону и жене его Апфии. В послании к Римлянам ап. Павел приветствует супругов Андронника и Юнию, Филолога и Юлию. Все эти упоминания в Священном Писании говорят о том, что семья, брак среди христиан и взгляд на них, как на великую тайну, как на явление, подобное Вселенской Церкви Христовой, существовали уже на заре христианской эре.Почему же христианская вероучительная богословская традиция видит в христианской семье именно Церковь? Чтобы вплотную приблизиться к главному смыслу такого сходства, начнем рассматривать нашу православную эклизиологию, с помощью этого, по аналогии станеть ясна суть и первоначальной темы.
Святая Соборная и Апостольская Церковь – есть Церковь единая, есть цельный мистический организм. ''Все Евангелие можно выразить в нескольких словах: ''Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти'' Тим. 3:16. Тело человека вместило Бога, при этом Бог остался Богом и человек остался человеком – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека. Самое большое, что мог Бог дать человеку, Он дал ему. Сам стал человеком и навсегда остался Богочеловеком и в видимом, и в невидимом мире. Тайна Богочеловека неразрывно соединилась с тайной человека и стала двуединой тайной, великой тайной неба и земли.Так начала существовать Церковь. Человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа – является частью Святой Троицы, является частью Богочеловеческого тела Христа – Церкви. Становясь через святое крещение членом Церкви Христовой каждый христианин становится составной частью ''полноты, наполняющей все'' Еф. 3:19 и сам наполняется полнотой Божией и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего бытия, своей личности.''Так мы многие составляем одно тело во Христе'' Рим. 12:5. Через святые таинства и жизнь в добродетелях мы становимся членами одного тела Христова и между нами нет никакой границы, никакого промежутка, все мы связаны между собою одной жизнью, подобно тому, как члены человеческого тела связаны между собой. В нашем теле членов ''много но тело одно'' Кор. 12:12, так и Христос. В своем Богочеловеческом теле, из которого и в котором существует Церковь, Господь Иисус Христос Крестом объединил всех людей. В Богочеловеческом теле – Церкви Дух Святой благодатию святых таинств и добродетелей удерживает в единстве всех Им крещенных верных, которые составляют Тело Церкви. Все нужны каждому и каждый нужен всем. Всех их связывает в одно соборное Богочеловеческое Тело – Дух Святой, Соединитель и устроитель Церкви.
Верховный закон Богочеловеческой соборности в Церкви: каждый служит всем и все каждому, каждый член живет и спасается с помощью всего тела Церкви, посредством всех членов Церкви Христовой.В личности Богочеловека всесовершенно соединились Божественное и человеческое естество, поэтому люди, дотоле грехом удаленные от Бога, Богочеловеческой кровью стали с ним одно, стали: ''члены Тела Его от плоти Его и от костей Его'' Еф. 5:30. Богочеловеком Иисусом Христом осуществлена немыслимая действительность: мы, люди грехолюбивые и млекопитающие, вступили Им в кровное родство с Богом. Святая Евхористия соединяет нас не только с Богом, но и между собой. Приобщаясь Его Святого Тела, мы становимся ''многие одно тело'', ибо никто из нас не составляет целого тела, но каждый есть только член тела. Через Святое Причастие мы постоянно обновляем свой союз с Господом Иисусом Христом как индивиды и как народ Божий, мы постоянно утверждаемся в этом союзе.Краеугольный камень божественного домостроительства спасения человека – это великая тайна – Христос и Церковь. Христос есть и Бог и человек, Бог Слово и Церковь, Бог Слово телесно вознесшийся на небо и телесно присутствующий в Теле Своем в Церкви на земле''iii.
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ ^
Теперь, когда мы поверхностно рассмотрели основные моменты православной эклизиологии, представляется возможным и своевременным обратиться непосредственно к заданной теме. Для людей, находящихся в браке, Вселенская Церковь Христова начинается с семьи, с этой Малой Домашней Церкви, в ней совершается труд супругов по стяжанию Царства Небесного. Домашнюю Церковь создают двое – любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу. Семья – клеточка Церковного тела, кирпичик Церковного здания. И все же семья – клетка Тела Церкви и одновременно Малая Домашняя Церковь… Как это понять?Апостол Павел в своем послании к христианам Ефеса пишет: ''…Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всем. Мужья любите своих жен как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее'' Еф. 5: 22-23. Повинование жены мужу в христианстве принимает возвышенный характер, оно вытекает из благоговения перед Богом и приравнивается к делам богоугождения, творимым Самому Господу. Она повинуется мужу с уверенностью, что Господь принимает такое повиновение.Она повинуется мужу не как сильнейшему и господственному по порядку естества, но как представителю Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: ''сказавши – повинуйтесь как Господу – апостол разумеет следующее: если повинуешься мужу, то думай – ты повинуешься как работающая Господу. Ибо если даже противещиеся внешним общественным властям противятся Божию повелению, то тем более неповинующаяся мужу. Этого Бог требует от начала. Муж – глава, апостол Павел напоминает, что приговор, сказанный жене в раю ''и он будет господствовать над тобой'' Быт. 3:16 не потерял силы и в христианстве, только здесь муж не столько носитель доминирующей власти, сколько всесторонний попечитель и охранитель и только в этом смысле он – глава жены. Муж для жены в брачном союзе, что Христос для Церкви в благодатном порядке, по домостроительству спасения. Муж сравнивается со Христом, жена с Церковью. Один из пунктов сравнения – главенство: муж глава семьи как Христос Церкви… Муж есть глава жены в таком же смысле, в каком Христос глава Церкви. Христос для Церкви – Спаситель Тела Своего. Да будет же и муж глава жене по аналогичной сотереологической причине для нее. Христос глава Церкви, потому что Он есть спаситель Тела Своего. Он стал главою через спасение спасенных, и спасенные стали членами Его через спасение. Поставляя главенство мужа над женою наравне с главенством Христа над Церковью, как ее Спасителя, не указывает ни апостол Павел, что муж должен являть себя спасителем жены, чтоб и жена видела в нем своего спасителя, и на том чувстве, что муж оберегает ее должна оживлять свое повиновение ему. Блаженный Феофилакт так пишет об этом же предмете: ''Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает, так и муж спаситель жены – тела своего''iv. Церковь Христова есть единый Богочеловеческий организм, глава которого – Христос. Все общество людей, верующих во Христа и живущих в Нем – есть Его тело, а Он глава. Брак есть Малая Церковь, потому что муж и жена – одно тело, глава которого муж, а тело мужа жена.
В этом послании ап. Павел говорит: ''Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим во всем''. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: ''Если жена должна повиноваться мужу как Церковь Христу, то между мужем и женой союз быть святой, и никогда не должен работать страстям''v. Преподобный Иоанн Дамоскин так объясняет эти слова апостола: '' Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера''vi. ''Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь'' Ефес. 5:25. Здесь новый аспект, на основании которого можно проследить мысль о сути аналогии Христовой Церкви и брака как таковой Малой. Апостол дал женам заповедь и пример любви и повиновения, теперь дает мужьям заповедь и пример любви ни на чем другом, как на примере любви Христа Спасителя к Церкви. В брачном союзе ставится обязанность жены повиноваться мужу, главная обязанность мужа – любить жену. Жена должна больше всего повиноваться мужу, потому что покушение жены взять преобладание расстраивает мир семейный. Муж должен больше всего любить жену, потому что эгоизм с его стороны делает невозможным благоденствие и сладость семейной жизни.если сопоставить, на кого Апостол налагает обязанностей больше. То окажется, что на мужа. Определив со всей строгостью, что жены должны повиноваться своим мужьям во всем, как Церковь повинуется Христу, апостол определяет со всей строгостью и обязательную для мужа любовь – в той же мере любви Христа Господа к Церкви.
Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них собственной жизни. впрочем, где есть любовь. Там это происходит само собою. Но и справедливость этого требует, ведь если рассматривать повиновение, то обнаружим, что оно есть непрестанное умирание – отсечение своих желаний и рассуждений. Справедливо, за такую долгую смерть жены мужу умереть в случае жены однократно.Далее ап. Павел в этом послании говорит: ''…любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее как Господь Церковь, потому что мы члены тела Его от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть'' Ефес.5:22-24. ''Христос питает и греет Церковь, все мы христиане плоти Его и от костей Его. Нетрудно теперь и далее провести это соотношение и увидеть в таинственном союзе Христа Господа с Церковью существо брака и его неразрывность''. Сын Божий в воплощении оставил Отца (не разлучаясь с Ним) и вступил в таинственный союз с искупленным человечеством – Церковью, которая тоже есть от добра Его и вместе с Ним составляет единство. Человек оставляет произведших его, оставляет тех, кто столько благодетельствовали ему и к которым он привык, сочетаться с тою, которую прежде не знал и не видел, которая не имеет с ним ничего общего и предпочитает ее всему. Подлинно это таинство, и родители не печалятся, а напротив желают расстачить деньги и делать расходы. Поистине таинство великое''vii.Думается, что данный разбор мест Священного Писания в определенной мере установил необходимый смысловой фон для более успешного продолжения исследования темы о христианском браке. Однако, чтобы подытожить эту главу вновь коротко повторим весь смысл изложенного: семья, брак христианский есть Малая Церковь Христова, таинственно похожая на Вселенскую Церковь Христову.
В главе ''Введение'' было отмечено, что в Церкви Христовой люди приобщаясь Христа в Святой Евхаристии вступают с Богом в кровное родство. Тело и Кровь Христа соединяют людей не только с Богом, но и между собой. Где нет Богочеловека, там нет и Церкви, нет и Евхаристии, через святое причастие люди постоянно обновляют союз со Христом. Евхаристия всегда была и на все века остается мерой церковности христианина. Совместное участие в Евхаристии необходимое условие для создания Домашней Церкви. Церковь есть мистическое Тело Христово, и стать членом этой Церкви, иметь у себя Малую Церковь, уже Церковь двоих, можно только через причастие Телу и Крови Христа. Сопричащение – это идеал, к которому супруги должны стремиться в течение всей своей жизни. у супругов должна быть совместная духовная жизнь во Христе, размежеванная в данной сфере не должно быть и не может быть в Домашней Церкви.
Потеря евхаристичности жизни христианских супругов – причина всех семейных бед и разводов. Именно участие в жизни Церкви и ее таинствах делает брак не только союзом телесного характера, но и браком душевного и духовного порядка. Этим принципиальным фактором новозаветный брак и отличается от любого другого брака.
Христос пришел восстановить падшую человеческую культуру, преобразовать всю жизнь человека, в том числе и брак, углубить его содержание. ''Брак заключается между двумя членами тела Христова и является поэтому таинством. Брак, будучи таинством, не есть юридический договор, а вечный дар, доступный гражданам Царства Небесного, но совершенно непонятный тем, которые этого Царства не знают и не ищут''viii.
Причащаясь Святых Даров, человек не перестает быть человеком, но восстанавливает свое отношение к Богу, становится частью Тела Христова и возвращается в мир, в семью в силе Духа и Истины, со всеми данными ему талантами.
Домашняя Церковь требует творческих усилий, развивает любовь в служении семье, такое служение с достаточной основательностью можно рассмотреть как часть служения всей Вселенской Церкви, Христу и людям. Домашней Церкви не будет, когда служение Христу и Церкви будет осознаваться супругами как что-то внешнее, как служение вне дома и семьи. Участие в Евхаристии, по мнению Святых Отцов Церкви, – есть трансформация формального гражданского брака супругов в тайну Царствия Божия – в ''брак о Господе а не по плоти''ix.
Завершенный в Евхаристии и будучи вечным даром, христианский брак дает нам надежду на то, что и в будущем веке, верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радостиx.
В глубокой христианской древности не было отдельного чина венчания, как сейчас существует – в виде отдельного таинства. Бракосочетание совершалось на литургии, как часть общественной церковной службы и завершалось причащением Святых Даров: ''завершение всякого священнодейства и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение''xi. Одно из принципиальных отличий последовательности современного чина от древнего литургийного в том, что в древности причащались из чаши Святых Даров, а теперь на венчании пьют просто вино, разбавленное водой. Это питие, имеющее символическое значение – отголосок древнехристианского совместного причащения новобрачных Тела и Крови Христовых, которое совершалось в конце литургии. Выделение бракосочетания из литургии в самостоятельный чин косвенно, но все же свидетельствует о расцерковлении нашей жизни.
Необходимо, чтобы желающие вступить в брак предварительно говели, исповедались и совместно причащались.
Желающим венчаться крайне важно и необходимо раскрыть смысл христианского брака и бракосочетания: нужно пояснить, что для вступления в брак требуется покаяние и причащение Святых Тайн – чтобы супругит вошли в общность друг друга чистыми и духовно окрыленными. Это необходимо для создания светлого, двуединого существа в Господе, для закладки основ будущей Домашней Церкви.
О ЦЕЛИ БРАКА ^ Согласно мнению святителя Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение не единственное и даже не самое главное назначение брака, а главной целью брака является искоренение распутства и невоздержания: '' … брак дан для деторождения … и еще более для погашения естественного пламени … брак установлен чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренными''xii. ''Так, две цели, для которых установлен брак'', чтобы жили целомудренно и делались отцами, но главнейшая из этих целей – целомудрие. Свидетель этому ап. Павел, который говорит: ''во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая своего мужа
1 Кор. 7:2, – не сказал для деторождения'', и затем: ''будьте вместе''
1 Кор. 7:5 – повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, чтобы ''не искушал вас сатана''. и продолжая речь не сказал – если желаете иметь много детей, но что же: ''если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак''
1 Кор. 7:8xiii. В данном анализе послания ап. Павла святитель Иоанн Златоуст указывает, что основным назначением брака является удовлетворение потребности к плотскому соединению, которая вложена Богом в природу человека.Однако ясно, что не только удовлетворение и деторождение являются конечной целью брака. Взаимное влечение мужчины и женщины имеют целью взаимное духовное возвышение – восстановление в человеке его первоначальной красоты – первообраза творения по образу и по подобию Божию. На особое духовное значение брака указывает и профессор Троицкий в своем труде ''Христианская философия брака'': ''Метафизическое соединение мужчины и женщины есть таинство, поскольку оно превышает категории нашего разума и может быть пояснена лишь сопоставлением этого таинства с таинством Пресвятой Троицы и догматом Церкви, психологически это единение является источником таких чувств брачующихся, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства удовлетворенной любви, а потому и полноту и блаженство … В браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в Лицах Бога''.
На таинственность и возвышенные цели брака указывает и с. Александр Ельганинов: ''То, что люди свели на плоскость физиологического акта – на самом деле есть высшее раскрытие личности человека, достижение заверешенной полноты ее в таинственном соединении двух, имеющих в себе слова Апостола, уподобившего это соединение союзу Христа и Церкви. В браке возможно полное познание личности – чудо ощущения видения новой личности и также чудесно и единственно как познание Бога мистиками. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдая ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. Брак – посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новые ощущения жизни, новое мировосприятие, рождение через него в мир в новой полноте. Исчезает чувство своего ''я'', как отдельного человека, во внутреннем мире и во внешних делах муж и жена чувствуют себя частью одного общего целого – один без другого ничего не хочет переживать, хочется все видеть вместе, все делать вместе, быть всегда во всем вместе''.
Таким образом, исключительная и высшая цель брака состоит в том, что ''муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого''xiv. Брак в его идеальной сущности – осуществление высочайшего предназначения человека.
Иногда приходится встречаться с мнением, более точнее сказать со стереотипом, что всякое отношение полов – либо грех, либо известительная и допостимая слабость.Очень многое в формировании такого мнения навеяно платонизмом с монашеской аскетической литературой. В истории Церкви случались ереси, отрицающие брак. Святоотеческая литература почти не касается духовного художества и невидимой брани в миру, в браке, в семье. Хотя александрийско-римский философ и мыслитель Платин (204-269) был не причастен к христианству и его богословию, но все же он оказал заметное влияние на развитие философско-этической мысли первых веков христианства. ''Для Платина материя есть зло – оно диаметрально противоположно Божеству и враждебно истинной природе человека: человек никогда не побеждает этого мира, а может только бежать из него с пустыми руками в лоно Божества. Идеал единичного человека не живая и свободная личность ''друг Божий'', а лишь отрешенный от мира созерцатель и аскет, стыдящийся иметь свое тело. Платину было чуждо представление ап. Павла: ''не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в нас Святаго Духа. Которого вы имеете от Бога … Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии
1 Кор. 6:19-20.Христос освятил тело Своим вочеловечением, а брак Своим личным присутствием. Первое чудо, которое Он совершил, было чудо на браке в Кане Галилейской и это весьма примечательно.
Запрещающих вступать в брак ап. Павел прямо называет ''лжесловесниками, сожженными в совести своей'' 2 Тиш. 4:2-3. Еретическое отрицание брака осуждается и Апостольским правилами. В 51 правиле говорится: ''Аще кто епископ или пресвитер или диакона или вообще из священного чина удаляется от брака, и мяса и вина не ради подвига возрождения, но по причине глушения, забыв, что ''вся добра дело'' и что Бог, созидая человека, мужчину и женщину, сотворил их, и, таким образом, хуля клевещет на создание – или да исправится, или да будет извержен из священного сана и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин''xv. В I правиле Гангрского поместного Собора сказано: ''Аще кто порицает брак с женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается или порицает ону, яко не могущую войти в Царство Небесное да будет под клятвою''xvi. И далее в XIV Правиле говорится: ''Аще которая жена оставит мужа и отойти восхощет, гнушаяся броском, да будет под клятвою''xvii. А в 21 правиле находится следующее заявление: ''Мы христиане и девство соединенное со смирением чтим, … и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем''xviii.
Подобные выдержки из канонических постановлений можно было бы еще долго продолжать, но наверно из уже приведенного достаточно ясно, что Церковь всегда почитала брак и защищала святость брака от нападков неверномыслящих, применяя к ним церковные прещения. Приводя в пример Акилу и Прискилу свт. Иоанн Златоуст призывает ''не осуждать брак и не считать брак препятствием и помехой на пути, ведущем к добродетели: иметь жену, воспитывать детей, управлять домом, заниматься ремеслом. Акила и Прискила были муж и жена, управляли мастерскою, и показали любомудрие гораздо лучше, нежели многие, живущие в монастыре''xix.Святость брака, определяемая апостольскими посланиями, частичное рассмотрение которых было предпринято несколько выше, охватывает и интимные стороны в отношениях мужа и жены – как дополняющих друг друга личностей: ''и будут двое в плоть едину'' Еф. 5:31. ''Это сокровеннейший момент жизни супругов может быть свят, если он является итогом, символом их полной духовной близости и телесного соответствия. Иногда приходится наблюдать, как глаза молодоженов светятся новой гранью любви и радости. Это новый этап взаимоотношений. За это можно благодарить Бога, помня что: ''Бог созидая человека мужчину и женщину сотворил их и вся добро зело'' 51 Апостольское правило.Супружеские отношения требуют терпения и нежности, величайшего взаимного такта и согласия. Женщина не должна быть травмирована, она должна получить радость через новое раскрытие личности мужа, его любви к ней и своей любви к нему. ''Жена не властно над своим телом, но муж, равно и муж, не властен над своим телом, но жена'' 1 Кор. 7:4. Мужчина должен помнить и вторую половину этой формулы, а не только требовать исполнения первой. Лучше уступить инициативу жене, чем допускать даже тень насилия над ее психикой и телом''xx. ''Брак честен и ложе нескверно'' Евр. 13:4.
Освящая брак и супружеское ложе Церковь учит воздержанию в супружеских отношениях. Благословляя брак Церковь осуждает сосредоточенность взаимных интересов исключительно на плотских отношениях. Когда в браке доминирует секс, тогда под маской брака скрывается разврат; когда муж, предварительно поругавшись с женой требует ее тело или мирится с ней только для того, чтобы обладать им, тогда в браке совершается половой грех. Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная близость супругов, погруженность в состояние всеобъемлющей любви делает святыми и радостными моменты телесного слияния. Половой акт становится выражением и глубочайшим символом взаимной любви супругов и полной их близости. ''Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим'' 1 Кор 7:5. Обращаясь к христианским супругам, свт. Климент Александрийский говорит: человеку нужно воздерживаться от сладострастия … здесь должна быть мера и границы … Не часто должно быть брачное сношение: чем оно реже, тем желаннее и приятнее''xxi. Отсутствие разумного воздержания закрывает друг от друга полноту восприятия троичности личности каждого из супругов, любовь по сути подменяется сладострастием.
Пост, о котором говорит ап. Павел в своих посланиях, учит владеть своими чувствами и телом, пост требует временного воздержания от супружеской близости. По предписанию Церкви супругам необходимо соблюдать кануны постных дней, великих праздников, Пасхальную семидницу, Рождественские дни.
В дни поста христианские супруги должны быть наполнены духовной радостью о Боге, перед которой отступают все другие радования.
Почитая брак истинным и ложе нескверным, Церковь осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их смертным грехом: ''Блуд не есть брак и не начало брака''xxii. У православных юношей и девушек должна быть совершенно исключена даже мысль о возможности добрачных связей. Добрачные связи даже со своим будущим супругом можно сравнить с попыткой совершить литургию не имея священного сана – одно называется блудом, другое святотатством. Такое представление представляется, в определенном смысле, допустимо, поскольку брачный союз мужа и жены уподобляется союзу Христа и Церкви. Люди, считающие себя членами Тела Церкви, фактически своими добрачными связями отвергают себя от Христа и Церкви.Новый Завет, установленный Господом Иисусом Христом изменил отношения между Богом и человеком, и тем самым изменил отношения между людьми и, прежде всего, между мужем и женой: ''Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который сотворит сие'' 1 Фес. 5:23-24. Христиане, вступившие в брак, ''соединившись в плоть едину'', призваны стать единым двойным храмом Бога нашего.
МОЛИТВА СУПРУГОВ ^
Как же этой единой плоти не возносить общую, двойную молитву Господу о своих нуждах, свое благодарение, и не укреплять свое единство евхаристическим общением с Богом.
Общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает супругам избежать возникающих недоразумений.
На мой взгляд, подавляющее количество неудавшихся семей, разведенных супругов не имели именно этого. Ведь человеческие усилия вообще очень слабы и непостоянны, и в таком важном деле как брак, только Господь и может помочь остаться супругам вместе. Без Бога и Его оживляющей благодатной силы супруги просто устают от монотонной совместной жизни, утомляются видом одного и того же лица, и счастливы те семьи, которые впустили в свою жизнь Божию благодать и пытаются ею воспользоваться. Общую супружескую молитву необходимо вводить с самых первых дней супружеской жизни, ибо общая молитва зарождается при полной любовной раскрытости душ навстречу друг другу, когда совместно ищутся новые формы жизни, пока до рождения детей возможен общий суточный ритм жизни. в конечном счете можно утверждать, что молитвенное правило мужа и жены есть основа для созидания Домашней Малой Церкви Христовой.
Совместное молитвенное правило, общесупружеская молитва – приучает к духовной молитвенной дисциплине. Христиане ходят в Церковь, ибо молитву каждого поддерживает общая. Живя в душевном и телесном единстве нельзя одному расти духовно без роста и поддержки другого.
Необходимость молитвы внутри осознавалась во все времена. Так, например, Тертулиан еще во II веке писал: ''супруги вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно одобряют друг друга и руководят. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого скрытого не имеют и они не в тягость друг другу. Они вместе поют псалмы. Иисус Христос радуется видя их такое домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нем и вместе с ними''xxiii. ''Имея молитвенное общение можно не только видеть и осознавать, но и ощущать свою супругу или супруга как сонаследницу и сонаследника благодатной жизни, которая начинается уже здесь на земле''xxiv.Содержание и формы домашних супружеских молитв могут быть весьма разнообразными. Они должны быть определяемы душевными потребностями, религиозным опытом, жизненными событиями, которые переживает семья и близкие ей люди. Семья не должна замыкаться в своих молитвах на самой себе. Являясь частью Церкви, она должна молиться о всей Церкви: о ее предстоятелях и членах, о своем духовном отце и своих родных, близких. Совместная молитва о ком-либо является помощью тому, о ком она, по слову Спасителя: ''если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного'' Мф. 18:19, но и способствует умножению любви и духовному сближению самих молящихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ^
Союз двух человек – брак, может быть даже и не венчанный, есть союз в ''плоть едину'', но для христиан этого мало и крайне недостаточно: у них все намного возвышеннее. Не брак лишь телес, но брак души и духа, маленькая Церковь Христова; без создания таковой брак между христианами не достигает своей потенциальной задачи. Если люди, далекие от Церкви, живут в гражданском браке, то их совместная жизнь достигла своей максимальной реализации, такой брак достоин положительной оценки и не может быть осужден как блуд.
Но христиане просто не могут и не имеют права останавливаться на этих только, для мира максимальных, позициях. Христианский брак – явление несравнимо возвышенное и глубокое, и так утверждать дает нам основание Спаситель наш Господь Иисус Христос. Христос вопринял себе человеческую плоть и весь мир людей сделал по необходимости, причастным Себе, Он стал вторым Адамом – родоначальником нового исцеленного человечества и отныне отношения между муже и женой должны быть новыми, должны быть отношениями новых людей, а апостол Павел вообще употребил по отношению к браку рационально непостижимое, но полное мистического реализма сравнение: брак мужа и жены – образ отношения Христа и Его Тела, Церкви Христовой. Вне христианства, вне таинства венчания, вне Евхаристии, вне молитвенного общения с Богом, мужчина и женщина, живущие вместе, никогда не будут двуединым светлым существом в Господе, именно это двуединое целое – муж и жена во Христе есть Домашняя Малая Церковь. Брак в христианстве – уникальный союз в любви двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и могут быть соединенными не только друг с другом но и со Христом, и во Христе.
Таким образом, налицо определенная и сущностная сублимация брака в христианстве, возведение его в ''тайну великую'', да и как по-другому, ведь христиане призваны к уподоблению Христу, к обожению, и жить в браке одной лишь плоти им просто по необходимости невозможно. Напротив же, жить в браке по образу Христа и Церкви как нельзя более соответствует той цели, к которой все христиане стремиться должны.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. 2. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.2. СПб., 1898. 3. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. СПб., 1898.
4. Иже во Святых Отца нашего Феофана Затворника Творения. Толкование посланий апостола Павла. Послание к Ефесянам. М., 1998.
5. Иоанн Меиндорф, прот. Брак и Евхаристия. Православие в Современном мире. N-Y, 1981.
6. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947.
7. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия. М., 1997.
8. Коляда Глеб. проф., прот., Домашняя Церковь. М., 1997.
9. Богословские Труды. Сб.7. 1971.
10. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981.
11. Лютардт Я.Э. Апология христианства. СПб, 1892.
12. Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец. Троице-Сергиева Лавра. 1992.
13. Писания Мужей Апостольных. СПб., 1895.
Ссылки
i Лютардт Х.Э. Апология христианства. СПб., 1892. С. 436.
ii Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981. С.139.
iii Прп. Иустин Попович. Цит. по Церковь воинствующая. СПб., 1997.
iv Иже во Святых отец наш еп. Феофан Затворник. Толкование на послания от Павла. Послание к Ефесянам. М. 1998. С.417-419.
v Иже во Святых отец наш еп. Феофан Затворник. Толкование на послания от Павла. Послание к Ефесянам. М. 1998. С.417-419.
vi Иже во Святых отец наш еп. Феофан Затворник. Толкование на послания от Павла. Послание к Ефесянам. М. 1998. С.417-419.
vii Свт. Иоанн Златоуст. Цит. по: Иже во Святых Отец наш Феофан Затворник. Творения. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Ефессянам. М., 1998. С. 417-420.
viii Иоанн Мейндорф, протоиерей. Брак и Евхаристия. Православие в современном мире. N-Y, 1981.
ix Свт. Игнатий Богоносец. Послание мужей апостольских. СПб., 1895. С. 310.
x Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Ефесянам. ''Цит. по Каляда Глеб. проф., прот. Домашняя Церковь. М., 1997. С.38.
xi Архиепископ Симеон Солунский. Цит. по:Киприан (Керн). архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947. С.351.
xii Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на слова: ''Блудодеяния ради кийждо свою жену да имать''. Творения. Т.3. С.208.
xiii Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. с.209.
xiv Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997г. с.104.
xv Книга Правил святых апостолов, Святых Соборов, вселенских и поместных и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С.21.
xvi Книга Правил святых апостолов, Святых Соборов, вселенских и поместных и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С.148.
xvii Книга Правил святых апостолов, Святых Соборов, вселенских и поместных и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С.150.
xviii Книга Правил святых апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С.151.
xix свт. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Священного Писаения. Т.2. с.419.
xx Калера Глеб проф. прот. Домашняя Церковь. М., 1997. С.182-184.
xxi Свт. Климент Александрийский. Цит. по: Каледа Глеб, профессор, протоиерей. Домашняя Церковь. М., 1997. С.184.
xxii Книга Правил святых апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С.324. Правило 26.
xxiii Цит. по: Мансуров С. Очерки по истории Церкви. Богословские труды. Сб.7 1971. С.91.
xxiv Коляда Глеб. Проф., прот., Домашняя Церковь. М., 1997. С.47.
1